«Особенности психического и психологического здоровья у детей и подростков».


Опубликовано: 11.10.2019

Психическое здоровье детей и школьников

Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он соединяет две науки и две области практики — медицинскую и психологическую. В последние десятилетия на пересечении медицины и психологии возникла особая отрасль — психосоматическая медицина, в основе которой лежит представление о том, что любое соматическое нарушение так или иначе связано с изменениями психического состояния человека. В некоторых случаях психические состояния становятся главной причиной заболевания, в других — они являются своеобразным импульсом, ведущим к болезни, иногда психические особенности оказывают влияние на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания. Важно, что взаимовлияние духа и тела признается безусловно. Этот факт давно уже нашел отражение в народном фольклоре, например, в пословице: «В здоровом теле — здоровый дух».

Психологическое здоровье детей и школьников

Конструкт «психологическое здоровье» был введен в научную лексику И. В. Дубровиной в 1994 г. Она отмечала важность данного термина в контексте психологической службы образовательного учреждения.

В отличие от термина «психическое здоровье» термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы здоровья человека в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов.

Задачи психологической профилактики в образовательном учреждении:

• соблюдение в образовательном учреждении психологических условий, необходимых для всестороннего психического развития ребенка и формирования его личности в соответствии с возрастными задачами;

• своевременное выявление личностных особенностей ребенка, которые могут вызвать возникновение проблем в развитии его интеллектуальной и эмоциональной сферы, межличностных отношениях и поведении;

• предупреждение вероятных трудностей развития, связанных с переходом ребенка (подростка) на следующий возрастной этап.

Традиционно в психопрофилактике выделяют три уровня. Рассмотрим уровни профилактики на примере организации психопрофилактической работы школьного психолога.

Первый уровень — уровень первичной профилактики. В данном случае психолог ведет работу с учащимися, имеющими незначительные эмоциональные и поведенческие расстройства. На этом уровне в центре внимания психологической службы находятся практически все учащиеся. Образовательное учреждение является пространством, оптимальным для профилактики психического здоровья, а школьные психологи — основные специалисты, занимающиеся данным видом деятельности.

Второй уровень — это так называемая вторичная профилактика. В данном случае профилактика осуществляется с представителями «группы риска», т.е. теми детьми и подростками, у которых уже существуют некоторые трудности в обучении и поведении. Основная задача вторичной профилактики — преодолеть проблемы на начальном этапе. На этом этапе психолог работает примерно с тремя детьми из 10. Вторичная профилактика предполагает не только работу с детьми и подростками, но и консультирование их родителей и педагогов с целью обучить их стратегиям взаимодействия с такими детьми.

На третьем уровне — уровне третичной профилактики — предполагается работа психолога с детьми, имеющими ярко выраженные учебные или поведенческие проблемы. Основная задача данного этапа профилактики — коррекция и преодоление серьезных нарушений в личностном развитии. Здесь психолог работает уже с отдельными учащимися (примерно с одним из 10).

Как правило, усилия школьного психолога в большей степени сосредоточены на вторичной и третичной профилактике, в то время как с основным контингентом учащихся работа ведется только на уровне тестирования, первичной диагностики. Психопрофилактика может проводиться с отдельными учащимися, с группами детей, отдельными классами, а также с родителями и учителями.

Нередко психолог сталкивается с явным непониманием значения пси- хонрофилактической работы со стороны родителей и педагогического коллектива образовательного учреждения: «зачем работать с проблемами, которых еще нет, а возможно и не будет». Тем не менее психологическая работа должна быть направлена на предотвращение проблем. Важно отметить, что психопрофилактическая работа представляет собой «самоза- прос» — инициатива на осуществление психопрофилактики полностью исходит от самого психолога.

Содержание психопрофилактической работы. Психолог разрабатывает и проводит развивающие программы для детей разных возрастных групп с обязательным учетом возрастных задач, решаемых на каждом возрастном этапе.

Психопрофилактика включает проведение специальных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья, что подразумевает воспитание культуры здорового образа жизни. Воспитание здорового образа жизни предполагает сохранение и укрепление здоровья и повышение качества жизни. Не менее важным является формирование потребностейу способствующих ведению здорового образа жизни. Одно из важных направлений психопрофилактики — развитие стратегий поведения, жизненных навыков, способствующих здоровому образу жизни, а также препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами (ПАВ).

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами представляет собой комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления ПАВ, а также предупреждение последствий их употребления. Необходимое условие организации продуктивной профилактической работы — тщательно спланированное взаимодействие различных специалистов: психологов, врачей, учителей, соцработников.

Рассмотрим этапы профилактики аддиктивного (зависимого поведения), разработанные ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения). Согласно классификации ВОЗ первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих зависимость. На этом этапе психопрофилактики важно создание экологических условий, способствующих формированию здорового образа жизни. Следующий этап — вторичная профилактика — предполагает устранение явных факторов риска, которые при определенных условиях могут привести к возникновению, обострению и рецидиву аддиктивного поведения. Этап третичной профилактики — представляет собой социальную, трудовую, психологическую, медицинскую реабилитацию зависимых людей, прошедших лечение.

Некоторые исследователи выделяют универсальный, селективный и индикативный уровень профилактики. Цель универсальной профилактики - предотвращение первой пробы ПАВ, в то время как селективная профилактика представляет собой работу, направленную на мотивацию изменения поведения представителей группы риска. Индикативная профилактика предполагает специальную работу с зависимыми людьми, и, главным образом, направлена на предотвращение рецидивов.

Выделяют также классификацию уровней профилактики в зависимости от целевой аудитории:

• личностный уровень предполагает воздействие на целевую группу, выстроенное таким образом, чтобы способствовать формированию личностных качеств, помогающих вести здоровый образ жизни каждому человеку;

• семейный уровень предполагает ведение профилактической работы на уровне семьи как микросоциума (так как во многом ближайшее окружение способно повлиять на вероятность приобщения к употреблению ПАВ);

• социальный способствует изменению общественных норм в отношении употребления ПАВ.

Существуют различные профилактические программы, направленные на профилактику жестокого обращения и насилия, предотвращение суицидального поведения, профилактику ВИЧ/СПИДа, специальные профилактические программы для воспитанников детских домов и интернатов и др. Одной из важнейших задач школьного психолога, требующих его высокой квалификации, является профилактическая работа, направленная на предотвращение суицидального поведения: выделение групп суицидального риска, а также сопровождение детей, подростков и их семей, находящихся в группе риска с целью предотвращения самоубийств. Профилактика суицидального поведения предполагает своевременную диагностику, выявление детей и их семей, попавших в трудную жизненную ситуацию или находящихся в кризисном состоянии и нуждающихся в незамедлительной помощи и защите, и оказание им первой необходимой помощи.

Психолого-педагогическая работа, направленная на предотвращение суицидального поведения, может включать различные индивидуальные и групповые занятия, в процессе которых учащиеся смогут учиться преодолевать стресс и его последствия. Также целью данных занятий может стать обучение детей и подростков поиску социальной поддержки, повышение самооценки, формирование самоуважения и бережного, чуткого отношения к другим людям. Осуществление профилактики суицидального поведения предполагает повышение осведомленности подростков, их родителей и педагогов о факторах риска и признаках возможного суицида, а также информирование о путях и способах предотвращения суицидального поведения.

При организации профилактики суицидального поведения необходимо учитывать, что подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, чаще обращаются за помощью не к взрослым, родителям и учителям, а к своим друзьям, сверстникам. Поэтому очень важно донести до подростков мысль о том, что суицид — это уход от проблем, от наказания, позора, разочарования, одиночества, т.е. от того что является проявлениями жизни, пусть и весьма тяжелыми.